Работа по составленному ещё до старта проекта незыблемому ТЗ — один из худших вариантов для стартапа. Без использования элементов новомодных стратегий типа Голубых и Алых океанов, SCRUM, удалённого программирования, наконец MVP сэкономить время и деньги трудно. А без этого не добиться быстрой и эффективной разработки, особенно в рамках ограниченного бюджета.
В условиях “ползучего” кризиса и снижения потребительского спроса, конкуренция становится жестче, издержки растут, а получить прибыль становится сложнее. Всё больше сил уходит на то, чтобы оторваться от соперников и своевременно реагировать на их шаги, вместо того чтобы искать способы повысить ценность своих товаров и услуг для покупателей. Автор бестселлера “Стратегия голубого океана” сравнивает бизнес с путешествием по океану. Когда количество конкурентов увеличивается, а в их активности проявляется всё больше агрессии, океан вокруг вас окрашивается в алый цвет от наносимых друг другу ран. Чем активнее борешься с конкурентами, чем старательнее пытаешься догнать их и перегнать, тем больше становишься на них похожим.
Стратегия голубого океана
Стратегия голубого океана предлагает уходить от конкуренции путём создания продуктов и рынков. Формируя новый спрос, вы перемещаетесь в “голубой океан” — место, где проблема борьбы с конкурентами просто не встает. У вас есть гениальная идея, которая сделает вас недосягаемым для конкурентов? К сожалению, далеко не все прекрасные идеи превращаются в серьезный, хорошо стоящий на ногах бизнес, потому-что с самого начала они не прошли тщательную проверку на жизнеспособность.
В книге «Стратегия голубого океана» предложено ряд методик, которые будут особенно эффективны на самом первом этапе — валидации вашей идеи и формировании уникального предложения. На мой взгляд самым полезным инструментом, описанным в этой книге, является стратегическая канва. Её построение не просто позволяет оценить степень уникальности вашего проекта, но и помогает найти новые конкурентные преимущества. В моей статье «Разработка электроники. Выигрышная стратегия технологического стартапа» описывается суть методики и разобран пример её применения в реальном hardware проекте детского трекера.
На следующих шагах полезней для вас может стать другая мегапопулярная книга — “Стартап. Настольная книга основателя”. Её автор, Стив Бланг разработал последовательность шагов для снижения рисков при запуске новых проектов, которые должны предшествовать серьёзным инвестициям.
Не стоит месяцами, или даже годами, заниматься кропотливой работой по шлифовке полнофункционального продукта за закрытыми дверьми. Гораздо полезнее для начала оценить востребованность нового продукта, который вы собираетесь выводить на рынок.
Затем стоит определиться с целевой аудиторией нового продукта. Насколько она широка? Кто эти люди? Зачем им ваш продукт? Cколько они готовы за него платить? Только поняв их образ жизни, привычки, предпочтения вы сможете построить достоверные предположения о том, какие каналы распространения лучше всего использовать для рекламы и осуществления продаж.
MVP. Минимально жизнеспособный продукт
После этого наступает время создания прототипа. Стив называет его Минимально Жизнеспособным Продуктом — MVP. Главная его роль — подтверждение актуальности вашей концепции, поэтому необходимо очень тщательно продумать его функциональность. С одной стороны, он должен продемонстрировать уверенную работу основных функций будущего продукта, с другой сократить время и стоимость за счёт игнорирования второстепенных мелочей. Перед тем, как приступить к физической реализации устройства, необходимо обратиться к экспертам, которые оценят требуемые для этого время и ресурсы и подскажут лучшее техническое решение.
Следующий обязательный шаг — этап верификации, на котором производится тестирование вашей гипотезы путём получения обратной связи от потенциальных пользователей. Проводя испытания, многие фаундеры ограничиваются своим собственным мнением и принимают во внимание отзывы команды разработчиков и близких друзей. Это в корне неверный подход, который лишает смысла всю методику. Крайне важно узнать мнение о прототипе, прежде всего, у вашей целевой аудитории, а в идеале, более широкого круга лиц. Ведь ваша гипотеза может оказаться неполной или даже неверной, а реальными потребителями являться те, кого вы даже не принимали в расчёт. При этом случается так, что они могут использовать ваше устройство, или сервис, самым неожиданным способом.
На последнем шаге производится тщательный анализ полученных результатов. Ставятся новые цели. Продумывается, что необходимо изменить в концепции прототипа для их реализации и какие второстепенные функции следует добавить на следующем шаге. После этого запускается новая итерация процесса.
Особенности hardware проектов
Концепция MVP экономит время и деньги особенно эффективно, поскольку идеально ложится на этапы разработки электронного устройства. Дело в том, что вероятность создания нового прибора, пригодного для массового производства с нуля, крайне мала. Подробнее о некоторых нюансах массового производства читайте в моей статье на ресурсе habr.com «Когда всё дело в количестве. Нелинейная арифметика больших партий устройств«
Типичная последовательность разработки серийного электронного изделия:
- Макет, который часто создаётся в одном экземпляре
- Опытный экземпляр (1-3 штуки)
- Опытная партия из (5-20 штук)
- Пилотная серийная партия (50 — 1000 штук)
- Запуск серийного производства
Шаг №1 в этом списке требуется далеко не всегда. Только когда стартап на стартовом этапе крайне ограничен в средствах, либо техническое решение поставленной задачи не очевидно. Первое MVP создаётся на втором шаге. В большинстве случаев, когда по ходу развития стартапов не происходит концептуальных разворотов, трёх — четырёх итераций в ходе циклического процесса совершенствования продукта вполне достаточно для запуска нового изделия в серийное производство. Совместив итерационную модель совершенствования продукта по методике MVP и технологические стадии создания физического изделия, можно серьёзным образом оптимизировать вложения.
Я настоятельно рекомендую, перед тем как привлекать в проект серьёзные инвестиции, ознакомиться, по крайней мере, с упомянутыми выше двумя книгами. Однако, в полной мере воспользоваться изложенной в них информацией при разработке электронных приборов, можно с помощью эксперта, имеющего реальный опыт участия в hardware стартапах.
ВНИМАНИЕ, ДО КОНЦА 2019 ГОДА ПРОВОДИТСЯ АКЦИЯ!!! Дочитавшие эту статью до конца, могут получить скидку в 20% на аудит проекта, отправив запрос через стандартную форму и упомянув в нём промокод «BLUE OCEAN»